Язык преподавания
Русский (п.2 ст.14 гл.2 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Уровень образования
Дошкольное образование (п.4 ст.10 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Форма обучения
Очная (п.2 ст.17 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Нормативные сроки обучения
Согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014, устава учреждения, сроки освоения образовательной программы дошкольного образования (продолжительность обучения) для воспитанника в возрасте:
- 2-3 года составляет 5 лет обучения;
- 3-4 года составляет 4 года обучения;
- 4-5 лет составляет 3 года обучения;
- 5-6 лет составляет 2 года обучения;
- с 6 лет - до окончания образовательных отношений
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП)
Что собой представляет ФОП ДО и зачем его приняли
1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 “Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования” дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе дошкольного образования - ФОП ДО.
Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей, а также исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации.
Федеральная программа предусматривает базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовывать основополагающие функции дошкольного уровня образования.
Нормативный документ был разработан с целью реализации следующих функций:
- Создание единого федерального образовательного пространства для воспитания и развития дошкольников;
- Обеспечение детей и родителей равными и качественными условиями дошкольного образования на всей территории Российской Федерации;
- Создание единого ядра содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, воспитывать в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
- Воспитание и развитие ребенка с активной гражданской позицией.
Содержание ФОП ДО
Федеральная программа включает в себя:
- Федеральную рабочую программу образования, которая раскрывает задачи, содержание и планируемые результаты по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся;
- Обозначение направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ООП (особыми образовательными потребностями) различных целевых групп;
- Психологопедагогические условия реализации программы, а также отдельные средства обучения и воспитания;
- Федеральную рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе;
- Федеральный календарный план воспитательной работы;
- Примерный режим и распорядок дня групп;
- Примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах;
- Примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра произведений анимации и кинематографа.
В каждой образовательной области сформулированы задачи, содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до восьми лет, а также результаты, которые могут быть достигнуты детьми при целенаправленной систематической работе с ними.
Дошкольное образовательное учреждение может самостоятельно выбрать способы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива учреждения, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами процесса, осуществляется с учетом принципов дошкольного образования, зафиксированных во ФГОС ДО.
Переход на ФОП ДО
Реализация ФОП обеспечивается квалифицированными педагогическими работниками. Необходимым условием является непрерывное сопровождение Федеральной программы педагогами и другими работниками в течение всего времени ее внедрения в учреждении дошкольного образования.
Чтобы воспользоваться преимуществами Федеральной программы дошкольная организация должна создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, а также предоставить возможность воспитателям и педагогам для получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в 3 года за счет средств ДОО.
Материалы для ознакомления
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
- Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа №15»
Перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработана Федеральная образовательная программа дошкольного образования:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (ред. от 23.12.2020) Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Общественное обсуждение проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Информация для педагогов
- Презентация "Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем"
- Вебинар "Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем"
- Вебинар "Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики"
- Вебинар «Федеральная образовательная программа дошкольного образования: новая политика в программном обеспечении»
- Вебинар «Реализуем ФОП дошкольного образования: современные подходы к планированию образовательной деятельности»
- Вебинар "Подготовка ДОУ к реализации ФОП ДО: «Дорожная карта»
- Курсы повышения квалификации для педагогов “Внедрение и реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательной практике”
Уважаемые родители, изучаем вместе ФОП
Медиапрезентация ФОП дошкольного образования |
Приказ об утверждении ФОП дошкольного образования |
С 1 сентября мы будем работать с детьми по федеральной образовательной программе (ФОП). Такие изменения внесли в федеральный закон об образовании. Переход на федеральные программы - общий процесс, который охватывает все уровни образования: детские сады, начальную школу, средние и старшие классы. Обязательный документ для всех детских садов. Определяет единые базовые объемы, содержание, и планируемые результаты дошкольного образования.
Локально-нормативные акты
- Приказ МБОУ "Начальная школа 15" от 25.01.2023 №48 "Об утверждении плана-графика по переходу к осуществлению образовательной деятельности с непосредственным применением федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО) в дошкольных группах МБОУ «Начальная школа №15»
- Приказ МБОУ "Начальная школа №15" от 25.01.2023 №48/1 "О создании рабочей группы по приведению ООП ДО в соответствие с федеральной образовательной программой (ФОП)